Архів подій. Листопад 2014

20 ноября. Вечер капеллы бандуристов:
концерт или народно-музыкальное действо?

В большом зале университета искусств имени И. П. Котляревского состоялся концерт капеллы бандуристов. Студенческий коллектив во главе с его создателем, художественным руководителем и дирижером Надеждой Мельник осуществил новый творческий проект, представив на суд публики большую двухчасовую программу.



В ней нашлось место не только для «хозяев» вечера –  преподавателей и студентов университета, но и гостей из Академии культуры.



Музыканты продемонстрировали  широчайший спектр концертного репертуара –  в него вошли произведения отечественных и зарубежных композиторов, музыка к кинофильму «Бременские музыканты», а также обработки народных мелодий. Публика оценила не только высокое исполнительское мастерство молодых музыкантов, но и необычную форму проведения концерта. Собственно то, что происходило на сцене, нельзя было назвать именно концертом. Перед слушателями–  и они же зрители – - было развернуто настоящее музыкально-театрализованное представление, чуть ли не мистерия. Казалось бы, исчезла «концертная рамка», исполнители и слушатели стали соучастниками общего увлекательного действа –  
коллективного музицирования. А звучание народных инструментов, украинские народные наигрыши и песни –  все это к тому же настраивало на высокую патриотическую волну, будило чувство гордости за нашу страну, наше  прекрасную национальную культуру, символами которой уже давно стали серебряные звуки бандуры.

Удачно вписались в концерт выступления гостей из Академии культуры –   квартета «ЦимБанДо и К» преподавателей академии культуры и фольклорного ансамбля «Фарбы», Согласно режиссерской задумке украинские народные мелодии в исполнении «Фарб» звучали за сценой –  в качестве музыкальной заставки вечера. А далее  фольклорный коллектив  неоднократно выходил к публике, разбавляя инструментальную музыку пением а-капелла.

Но основное место в вечере было предоставлено, конечно, представителям кафедры народных инструментов Украины университета искусств. О степени одаренности музыканта можно судить по тому, насколько естественно и свободно он чувствует себя на сцене, легко справляясь с трудностями художественного и технического плана. Музыканты капеллы вели себя так непринужденно, так завораживали, «закручивали» зал, что, наверное, не только у меня, но и у многих возникало желание выйти на сцену и включиться в общее музицирование. Именно так ведут себя народные исполнители, соревнуясь друг с другом,

«зажигая» публику все новыми и новыми невообразимыми «коленцами».
Об этих «сходках» народных исполнителей напоминал и принцип следования номеров – их не объявляли,  очередной участник «брал слово» сам, а затем уходил, уступая  место другому музыканту.

Публика щедро наградила аплодисментами выступления дуэта бандуристок «Вайда», солистки капеллы Анны Яновской – каждый из них по-своему добавил  красок в радужную звуковую палитру концерта.





И вот сюрприз – на сцене маленькая девчушка под аккомпанемент мамы-бандуристки читает стихи, воспевающие красоту окружающего мира и счастье жить в этом мире.



А далее еще одна неожиданность. Музыканты капеллы начинают шутить. Теперь уже … словесно!, адресуя друг другу меткие, остроумные эпиграммы. Оказывается, так оригинально они решили представить участников концерта –  без традиционного ведущего, без привычного, скучного официоза..

Но и это был не последний сюрприз. Квартет «ЦимБанДо и К» поздравил с юбилеем заслуженного деятеля искусств Украины Валерия Николаевича Городовенко. Имениннику преподнесли ценный подарок, а также посвятили несколько музыкальных композиций – попурри из бессмертных, знакомых с детства украинских песен. Это было музыкальное приношение от благодарных воспитанников,  которые свои первые шаги в музыку делали, играя в оркестре Дворца детского и юношеского творчества под руководством Валерия Николаевича.

В результате двухчасовый концерт пролетел на одном дыхании. В нем хватало всего – серьезности и искрометного юмора, динамичной зажигательности и моментов тишины, лирического откровения. Сольные номера сменялись ансамблевыми, вокал чередовался с со звучаниями инструментов. И главное, что вызвало особый восторг слушателей –  высокое исполнительское мастерство. Причем, не только техническое. Музыканты капеллы, как и гости из Академии культуры показали себя настоящими артистами, способными глубоко и  тонко проникать в «душу» исполняемых напевов и инструментальных композиций. Это было замечено и оценено публикой– музыкантов долго не отпускали со сцены, требуя продолжения вечера. Выходя из зала, я невольно прислушивался к мнениям слушателей – они горячо обменивались впечатлениями и сходились в том, что такие концерты усиливают желание жить, творить добро, любить и оберегать нашу украинскую землю, прекрасные традиции, нашу народную музыку.

И в этом успехе проекта, конечно, большая заслуга главного «виновника» события, организатора и режиссера вечера, руководителя капеллы бандуристов Надежды Мельник. Она предстала в тот вечер не только как дирижер, но и блистательная бандуристка, участница квартета «ЦимБанДо и К». Это был настоящий мастер-класс игры на бандуре!



Творческий замысел Надежды Мельник осуществился, но памятуя, что «всякий конец есть начало», мы ждем от коллектива новых творческих идей и их реализации, а всем нам – новых встреч с музыкантами, которые подарили харьковчанам этот незабываемый праздник украинской музыки.

Федор Кучмась,
студент 1-го курса кафедры истории зарубежной и украинской музыки
.

17 ноября. Семинар для композиторов с участием В.М. Птушкина.
 
ПРО ВИХОВАННЯ МАЙБУТНІХ КОМПОЗИТОРІВ РОЗПОВІВ ВОЛОДИМИР ПТУШКІН
Викладачі класу композиції мали чудову нагоду поспілкуватися з професором Харківського національного університету мистецтв ім. І.П.Котляревського, народним артистом України, заслуженим діячем мистецтв України Володимиром Михайловичем Птушкіним.  У відповідності до теми семінарського заняття, організованого ОНМЦПК, мова йшла про роботу над художнім образом у класі композиції. Приймаючою стороною стала Харківська обласна організація Національної спілки композиторів України, у приміщенні якої й проходило заняття.

 Півторагодинна розмова людей, які захоплені композиторською діяльністю, була цікавою і корисною. Поради маститого композитора, який має великий досвід роботи з учнями шкіл естетичного виховання, студентами музичного училища та університету мистецтв, носили практичний характер і підкріплювалися конкретними прикладами.
Володимир Михайлович зосереджував увагу колег на необхідності врахування індивідуальних можливостей кожного учня, обов’язкового використання у роботі аналізу музичного твору. Особливі рекомендації стосувалися необхідності розвитку творчої фантазії учнів, знайомства їх з культурними надбаннями людства у різних сферах мистецтва, навчанню їх бачити оточуючий світ та відчувати його духовну складову.



"Особисто для мене кращим підручником були ноти, - поділився з колегами маестро. - Музика народжується не на порожньому місці, композиторство - це складний процес, у якому задіяні наші думки, почуття, переживання. Початкуючий композитор повинен розуміти, що він робить, з яких переживань і під впливом чого (поезії, живопису) витканий той або інший художній образ, за допомогою яких елементів досягається бажаний результат? Образно кажучи, склажаючи музику, ми повинні як би оживити навколишній нас світ".



У ході семінару звучали твори Жанни Колодуб, Валентина Сільвестрова, представників польської музичної культури, які пишуть дитячу музику. Чудовою ілюстрацією теоретичної частини розмови слугувала авторська музика В.М. Птушкіна. Крім живого виконання низки творів для дітей, увазі аудиторії були представлені аудіозаписи його творів у виконанні дитячого хору Національного радіо під керівництвом Тетяни Копилової. Зокрема, прозвучали 11 пісень з широко відомого вокально — хорового циклу “В Стране Вообразилии”.

 Довідково:
   Володимир Птушкин народився в 1949 році в Луганську. Закінчив Харківський інститут мистецтв у 1972 році — фортепіанний факультет (клас доц. Р. Попкової), в 1973 році — композиторський (клас проф. Д. Клебанова). З 1972 по 2002 працював музичним керівником Харківського академічного драматичного театру ім. О.С. Пушкіна, з 1992 року займається педагогічною діяльністю в Харківському національному університеті мистецтв ім.І. Котляревського. Сьогодні В.М. Птушкін обіймає посаду професора кафедри композиції та інструментовки і спеціального фортепіано. Народний артист України, заслужений діяч мистецтв України, лауреат багатьох міжнародних конкурсів і премій.

Композиторові Володимиру Птушкіну підвладні різні композиторські стилі та напрями. У його доробку камерно-інструментальні, вокальні, симфонічні, хорові твори, театральна музика, дитячі твори, пісні, представлен оперний жанр. При цьому особливе місце належить фортепіанній музиці. А за його велику прихильність до дитячої пісенної творчості композитора заслужено називають «українським Шаїнським».

Музика В.М. Птушкіна звучить у кращих залах Києва, Москви, Одеси, на авторитетних міжнародних музичних фестивалях (Володимира Крайнєва в Харкові (як обов’язкові), пам’яті Володимира Горовиця в Києві, ім. Дмитра Шостаковича в Москві та ін.); її виконують у різних країнах світу — Чехії, США, Словенії, Ватикані, Росії, Польщі, Сербії, Франції, США, Німеччині, Швейцарії, Македонії, Угорщині. Крім того, її виконує й сам автор, виступаючи на концертах як піаніст та концертмейстер.




20 ноября. Концерт камерных произведений композитора  В. Ибрямовой-Сиворакши

ВЕЧЕР НОВОЙ МУЗЫКИ
… ИЛИ ЭМОЦИИ В КАМЕРНОМ ФОРМАТЕ

Осенний сумрак вкрадчиво опускается на Харьков… Дневная суета уходит на второй план, неохотно уступая главные позиции неторопливым, размеренным размышлениям. Поток машин, наконец, иссяк, унося с собой заботы и шум 6-го ноября. Только внезапное дуновение ветра отвлекает внимание, прикованное к мерцающим, как угольки в костре, уличным фонарям… Как оказалось, умиротворенное настроение царило и в Харьковском национальном университете искусств им. И. П. Котляревского. В концертной программе этого вечера значился авторский концерт студентки 4-го курса специализации «Композиция», лауреата всеукраинских конкурсов (конкурс молодых композиторов «Пентатон», Конкурс украинской фортепианной музыки им. И. Карабица) Веры Ибрямовой-Сиворакши.
«Вечер новой музыки»… Признаюсь, это название, заявленное в афише, меня немного озадачило. Какого рода эта музыка? Или же стоит воспринимать это словосочетание буквально? Еще большей неожиданностью стало название одного из произведений. Но обо всем по порядку.
Малый зал встретил меня не ожидаемым ослепительным светом и предконцертным гулом голосов, а таинственным полумраком, создающим особую атмосферу доверительного общения. Восприятие мгновенно перестроилось на камерный лад. Несколько маленьких ламп были представлены не в качестве источников света, а скорее, намеков. Ведь повсюду – на столе, подоконниках – разместились своеобразные декорации: причудливо уложенные в произвольном порядке ткани, расчески, мелочь. Особое внимание было приковано к монитору, транслирующему «белый шум».
… Щетка, отрез холста, глиняная миска…
И вот на сцене появляется хрупкий силуэт. В одночасье затихают недоумевающе-вопросительные интонации. Сейчас нам объяснят, расскажут. Силуэт включает лампы на пюпитрах и нашим взорам предстает Вера Ибрямова-Сиворакша. Без вычурных вступлений и предисловий композитор сразу же дает ответы на безмолвные вопросы публики. Позволю себе процитировать слова автора: «идея концерта пришла сама собой. Словосочетание «новая музыка» нужно понимать как мою собственную [камерную – А. М.] музыку, написанную за последние два года. Это некий творческий отчет, презентация. Музыка существует только тогда, когда звучит. До этого дня ее не было. Благодаря вам, уважаемые слушатели, моя музыка сегодня оживет».
… Искусственная елка, платок, карандаш… Вечер премьер начался.
Заглавными произведениями стали Шесть инерций для скрипки соло. Из названия становится понятно, что термин из области физики был переосмыслен в музыке не только в плане техники звукоизвлечения. Инерция – свободное движение, и «главное в нем – моменты тишины, мира, в которых что-то рождается». Примечательно, что при таком понимании инерции исполнитель в какой-то мере становится соавтором. 
Прикоснувшись к струнам, Дарья Чистякова раскрыла мир размышлений и чувственной лирики. Порой казалось, что неспешные выдержанные звуки настраивают на медитативность, расслаиваясь в окончаниях фраз на едва уловимые призвуки. Каждая из Инерций – индивидуальный по эмоциональному наполнению мир, не изолированный, однако, интонационно. С композиционной точки зрения можно говорить об условной трехчастности. В Инерции №2 появляется колебание активного (подвижные фигурации в стиле Филипа Гласса) и лирического (намеченного в предыдущем номере) начал. В Третьей инерции из секундово-терцовой интонационной сферы «вырывается» фонизм кварты и квинты. Легчайшие соприкосновения смычка и струн в верхнем регистре рождают новое ощущение умиротворения, которое внезапно сменяется на «недовольство» в нижнем регистре. В завершении диалог растворяется, затихает. В Инерции №4 появляется двух- и трехголосие, эффект пластов. В Пятой миниатюре удивляют ювелирные glissandi. В неизменном соединении взволнованного и напевного элементов раскрываются новые интонационные грани, в которых ощутимо влияние  Д. Шостаковича. Заключительная пьеса этого мини-цикла подытожила все ранее сказанное, сочетая мерные фигурации а-ля Филип Гласс, трепетную лирику и взволнованные, почти гневные реплики.  После комбинирования выдержанных нот на одном смычке и робкого pizzicato в конце фраз едва уловимый свист стремится ввысь…
… Шарф, ополаскиватель, мишура…
В фортепианных миниатюрах с названием Банальности проявились универсальные эмоции. В понимании композитора «все люди испытывают одни и те же переживания – доступные, общеизвестные – но каждый по-своему». Шесть пьес в исполнении автора явили поистине широкую гамму чувств, воплощенную разнообразными музыкальными средствами: философия сонорных комплексов, мрачное оцепенение созвучий нижнего регистра, усиленное фактурным crescendo. Бурное негодование, сменяющееся отчаяньем мерцающих терций. Кристальное спокойствие, раздираемое вторжениями неожиданных секунд. Грустные размышления и косвенные аналогии с прелюдией К. Дебюсси «Шаги на снегу» – таков спектр универсалий человеческой души.
… Шариковая ручка, нитки, веер…
«Что есть иллюзия? Это мгновение, проходящее или остающееся на протяжении всей жизни». На концерте Новой музыки Вера Ибрямова-Сиворакша предложила аудитории эссенцию из Трех иллюзий для скрипки и фортепиано – Иллюзия Света, Камня и Плотности. Отблески света искрятся мелкой техникой фортепиано, в комплексе с непредсказуемыми сменами темпа монолитные массивы остинатных аккордов растушеваны протяжной, исполненной внутреннего драматизма, мелодией скрипки; колебания фактурной плотности от квази-сольного струнного распева до резких кластеров у фортепиано создают ощущение живого дыхания. Краски иллюзий блекнут, прячутся в темных уголках зала.
… Фоторамка, полотенце, помада…
Произведение Линии. Иван Карабиц уже в названии дает конкретный музыкальный анонс. Здесь пересекаются векторы двух художников – мэтра украинской музыки и студентки нашего университета. «Линии» были созданы для участия в ежегодном конкурсе композиторов имени Ивана Карабица, где обязательным условием было использование темы или аллюзии из произведений вышеупомянутого композитора. Первое, на что сто?ит обратить внимание – знакомый прием инерции в партии флейты (исп. Анна Дарманская). В дальнейшем сочетании с фортепиано (в авторском исполнении) чувствуется то предельная экспрессия, то «островки» задумчивой отрешенности. В целом произведение создает ощущение некоего музыкального супрематизма, где отдельные краски и обороты создают неповторимую картину. В завершении «Линий» возникает аллюзия на Элегию для фортепиано И. Карабица.
… Кувшин, бусы, пенопласт…
Белое в черном – альт-саксофон (исп. Евгений Балабанов) и фортепиано (Вера Ибрямова-Сиворакша). По словам автора, только мы вправе судить, к какому цвету склоняется чаша весов. Вопрос «где черное, где белое» также остается риторическим. 
… Прутик, заколка, спички…
«… Ваше такси на шоссе обгоняет еще ландо с венками,
Катящее явно в ту же сторону, что и вы, как бы само собой.
Это – эффект периметра, зов окраин, низкорослых предместий,
Чей сон облаян паровозами, ветром, вообще судьбой.
И потом – океан. Глухонемой простор.
Плоская местность, где нет построек.
Где вам делать нечего, если вы историк, врач, архитектор, делец и актер
И, тем более, эхо. Ибо простор лишен прошлого…»
И. Бродский, «Вид с холма»  
По прочтении этих строк композитор объясняет Эффект периметра так:  «это крайняя точка, к которой все стремится; в периметр вмещается все, что угодно». Колебания звука альт-саксофона, соединяясь с фортепиано, рождают джазовые созвучия, подчеркнутые прихотливым ритмом. С каждой секундой крепнет ощущение бо?льшего пространства, нежели стены концертного зала или какие-либо нематериальные рамки.
… Подсвечник, пульт, кастрюля…
«Люди продают душу материальным благам». В этой фразе кроется печальная тенденция современной жизни. В свете сказанного, Хлам для двух роялей, вокала и чтеца стал не только кульминационной точкой концерта, но и напутствием для всего человечества. В исполнении Максима Шадько (фортепиано), Веры Ибрямовой-Сиворакши (препарированное фортепиано), Александры Кузьминой (вокал) и Анны Дарманской (голос) прозвучала поистине глубокомысленная композиция. Отстраненная партия академического фортепиано в диалоге со щипками и имитацией барабанной дроби на препарированном наслаивается на монотонную партию чтеца. Лишенный всякой выразительности голос перечисляет вещи, ставшие для людей идолами: «машина. Магнитофон. Фен. Туфли…». Вслушиваясь в этот остинатный устрашающий перечень, внимание не сразу улавливает мрачные звукоизобразительные эффекты в партии вокала. Эти многочисленные вокализы, glissandi и шумовые приемы в данном произведении предстают едва ли не единственной иллюстрацией человеческих эмоций. Стоит ли говорить, что в вечернем полумраке повисло чувство напряженного размышления? Думаю, это остро ощутил каждый из присутствующих. Препарированное фортепиано и чтец выполнили свою функцию. В завершении слышны лишь затухающие реплики классического рояля и вокалистка, взявшая на себя роль чтеца: «Это царство золота, это царство вещей, это царство хлама». Повторяющаяся, как заклинание, формула ставит точку…
После секундного оцепенения публика разразилась овациями. И все стало на свои места: и Новая музыка, и причудливый интерьер зала, и слово «хлам» в качестве названия произведения. А от нахлынувших философских изысканий меня (равно как и остальных слушателей) отвлек своеобразный сюрприз – аутентичная украинская колыбельная в исполнении Веры Ибрямовой-Сиворакши.  

  Анна Минко